Многие из нас, похоже, успели влюбиться в свои айфоны задолго до выхода фильма Спайка Джонза «Она», в котором идея любви между человеком и ИИ раскрывается как никогда полно. Но все заговорили о пророческом смысле фильма, в котором повседневное взаимодействие с искусственным интеллектом выходит далеко за рамки запросов о том, как пройти в библиотеку, только осенью 2023 года, когда он отметил десятилетний юбилей. А наши представления об ИИ сформировались и вовсе задолго до выхода этого фильма.
Это случилось еще в эпоху спандекса, неоновых огней и восьмибитной компьютерной графики — в 1980-е.
Представление о продвинутых роботах с собственным разумом появилось еще раньше — как минимум в 1872 году. В его основу лег роман Сэмюэла Батлера «Едгин» (во включенных в роман пародийных трактатах Батлер впервые в истории мировой литературы пишет об искусственном интеллекте, правах животных и сатирически комментирует эволюционную теорию и последствия индустриальной революции. — РБК Pro). Эта идея затем развивалась на протяжении десятилетий: зрители видели роботов-рабочих в фильме «Метрополис» (1927), роботов-убийц в «Мире дикого Запада» (1973) и сверхразумный компьютер-корабль в «Космической одиссее 2001 года» (1968).
Но массовую популярность идеи и мотивы, связанные с искусственным интеллектом, обрели в 1980 годах. Под конец холодной войны одни режиссеры вдохновлялись идеями ядерного апокалипсиса, ускоренного или полностью управляемого ИИ, а другие создавали вполне обыденные сюжеты на волне развития индустрии персональных компьютеров.
Независимо от линии повествования широта применения ИИ в развлекательных фильмах 1980-х показывает: именно в это десятилетие наш страх и восхищение этой технологией достигли полного расцвета.
Сегодня мы говорим об искусственном интеллекте постоянно, но впервые эти разговоры зазвучали еще в эпоху Макса Хэдрума. И некоторые прогнозы оказались пугающе точными.