Первым сигналом могут быть значительные изменения в поведении ребенка. Это проявляется в радикальных переменах в настроении, интересах, способе общения и социальной активности. Например, если ранее активный ребенок начинает избегать общества, или же, наоборот, обычно замкнутый ребенок становится агрессивным.
Травмированные дети, как правило, имеют гиперактивные реакции на стресс, и это может сделать их агрессивными, импульсивными, капризными. Таких детей легко расстроить и сложно успокоить, они могут слишком остро реагировать на малейшую новизну и изменение. Пока они смогут хоть как-то изменить свое поведение, им нужно почувствовать себя в безопасности и понять, что их любят. Проблемные дети страдают и испытывают боль, а боль делает их раздражительными, тревожными и агрессивными. Только терпеливый, последовательный, любящий подход работает в таких случаях.
Стоит регулярно беседовать с ребенком в доверительной атмосфере, интересоваться его чувствами. Если ребенок ходит на секции, поинтересуйтесь, как ведет себя тренер с ребенком — кричит ли он, оскорбляет ли, касается ли его. Насилие как физическое, так и психологическое наносит вред детской психике. Исследованиями установлено, что ребенок, подвергающийся психологическому насилию (оскорблениям и унижениям) в детстве, во взрослой жизни предрасположен к алкоголизму, депрессии, тревожному расстройству, неуверен в себе и чрезмерно самокритичен, подвержен риску ранней смертности.