Материал раздела Здоровье

Острые «кики» — мягкие «буба»: что это за эффект

Эффектом «буба — кики» называют склонность людей ассоциировать округлые формы со словом «буба», а заостренные — со словом «кики». Почти 98% опрошенных отвечают подобным образом, но все же есть исключения. Вот почему наш мозг создает такие параллели
Фото: Igisheva Maria / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Igisheva Maria / Shutterstock / FOTODOM

Еще в 20-х годах прошлого века германо-американский психолог Вольфганг Келер понял, что люди способны представить, как «выглядит» то или иное слово в зависимости от звучания. Он провел эксперимент: показал людям две фигуры — заостренную и округлую — и попросил назвать их «балуба» и «такете». Абсолютное большинство испытуемых назвали округлую фигуру «балуба», а заостренную — «такете». Так впервые был открыт эффект, сейчас называемый «буба — кики».

Свое название феномен получил благодаря эксперименту неврологов Вилейанура С. Рамачандрана и Эдварда Хаббарда, которые повторили опыт Келера в 2001 году, только со словами «буба» и «кики». Результат получился тот же.

Причем визуально-звуковые ассоциации, судя по всему, закладываются в очень раннем возрасте — их наблюдали даже у четырехмесячных младенцев. Единственная группа, которая выбивалась из общей статистики, — это люди с аутизмом. Среди них примерно у 56% испытуемых слово «буба» ассоциировалось с округлым предметом, а «кики» — с заостренным.

Почему возникает

Чтобы исследовать феномен «буба — кики», ученые провели эксперимент с измерением мозговой активности. Выяснилось, что когда слово «буба» сочеталось с остроугольной фигурой, мозг большинства участников воспринимал это как несоответствие, а префронтальная кора начинала работать активнее. Вместе с ней также активировались слуховые и зрительные нейронные сети мозга. По предположениям исследователей, это указывает на то, что люди приобретают звуковой символизм на ранних стадиях формирования сенсорной обработки информации.