Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 13.06.2024, 09:44

Котировки больше не растут: как российские эмитенты сменили стратегию IPO

Прошедшие IPO МТС-банка, «Светофора» и «Элемента» не принесли взрывного роста котировок. Среди грядущих — «дочки» «Ростелекома», Sokolov, «Медси» и многие другие. Как изменилась стратегия эмитентов и на что обращать внимание инвесторам
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Удачное время

С 2023 года, когда в России начался бум IPO, на Мосбирже разместилось уже 20 компаний. Почти все они стали бенефициарами растущих на фоне импортозамещения секторов экономики. Наиболее успешными стали IPO лизингового оператора «Европлан», разработчика программного обеспечения «Диасофт» и оператора каршеринга «Делимобиль».

Самые первые процедуры публичного размещения проходили на очень комфортных условиях для инвесторов. Например, размещение «Астры» на Мосбирже осенью 2023 года прошло по весьма привлекательной цене — фактически с дисконтом от рыночной цены, при этом размещался небольшой пакет ценных бумаг. Ограниченное предложение и большой потенциал вызывают шквал интереса, котировки растут. После такой истории успеха проходит SPO большим объемом по более справедливой оценке — «Астра» провела его весной 2024 года.

Падение котировок

Однако последние IPO не принесли существенного роста котировок. С одной стороны, на снижение повлияла коррекция индекса Мосбиржи, который по состоянию на 11 июня потерял более 9% от пиков середины мая 2024 года. С другой стороны, компании-эмитенты, выводящие ценные бумаги на IPO, пересмотрели стратегию.