Материал раздела Основной

Тихий протест: что делать, если сотрудники не хотят учиться

Эффект толпы, эффект авторитета, склонность к негативному мышлению, «эффект грузовика с оркестром» — вы можете использовать эти когнитивные искажения, чтобы побудить сотрудников прокачивать навыки, уверена Елена Тихомирова, гендиректор eLearning Center
Фото: Michael Weber / Global Look Press
Фото: Michael Weber / Global Look Press

РБК Pro публикует отрывок из книги Елены Тихомировой «Обучение со смыслом: 13 правил для тех, кто учит взрослых». Книга вышла в издательстве «Альпина Pro».

Понятие nudge ввели Ричард Талер и Касс Санстейн — одни из самых известных специалистов в области поведенческой экономики и авторы одноименной книги. Она о том, как с помощью легких подталкиваний можно улучшить решения людей о здоровье, благосостоянии и счастье. Талер и Санстейн убеждены, что людей бесполезно заставлять, их можно только направить в нужную сторону.

Вот как это сделать.

Создать потребность

Самый первый прием — точно такой же, как и с сортировкой мусора. Нужно показать, что многие сотрудники компании или такие же люди, как и наши слушатели, уже проходят или прошли обучение. Этим приемом активно пользуется всемирно известный проект открытого обучения Coursera. У них рядом с каждым курсом написано, сколько человек уже его прошло. Это очень привлекает внимание — вроде даже и не собирался сейчас регистрироваться, но понимаешь, что раз столько людей уже учится, то и тебе, скорее всего, тоже стоит.

К этому хорошо добавить истории успеха. Особенно если их расскажут известные личности. Желательно, чтобы при этом они были на той же позиции, что и слушатели. История, которую расскажет генеральный директор рабочим, может не сработать, так как эти люди друг от друга далеко. Тут нужна близость позиций. Следовательно, после первого запуска обучения стоит найти тех, кто обучение прошел и все знания начал использовать, и предложить ему рассказать о своем опыте. Если это самое простое видео, записанное на телефон, то эффект будет особенно хорошим. Сразу сработает и наше желание быть как наше сообщество, и дополнительное доверие «своему» человеку.

Кроме коллег к продвижению обучения можно привлечь того, кто считается авторитетом у нашей целевой аудитории. Есть такое когнитивное искажение — эффект авторитета, когда мы охотнее верим тем, кого считаем значимым и важным в какой-то области. Неспроста те, кто смотрит телевизор, часто ссылаются на врачей, которые выступают в передачах.

Мало того что врач, так еще и в телевизор просто так не позовут, стоит прислушаться. С этим искажением можно смело работать и создавать потребность к обучению через тех, кого слушают и кому доверяют. Если такой человек расскажет о том, как важна тема и что хорошего от нее можно получить, его услышат.

Правда, тут нужно быть аккуратными — важно убедиться, что человек действительно авторитет для всей целевой аудитории (или по крайней мере для большей ее части). Иначе можно получить эффект ровно обратный: человеку не поверят, потому что его не любят и не уважают. Но если вы попали — это сработает.

Следуя логике эффекта авторитета, нужно не только искать тех, кого будут слушать, но и создавать такие авторитеты внутри обучения. Нужно показывать и продвигать авторов обучения. Во многих корпоративных курсах авторство не указано совсем. В открытых курсах бывает два варианта — автора может быть слишком много (и даже не видно программы), или он тоже в тени. А автор у курса должен быть обязательно! Он должен быть заметен, про него нужно рассказать, а его экспертизу — продать слушателям. Они должны поверить в то, что именно этот человек обладает такими знаниями, которые сделают их жизнь лучше.

Негатив для положительного эффекта