Почему компании с трудом осваивают ИИ — 4 препятствия
Генеративный искусственный интеллект (GenAI) — самая обсуждаемая тема в мире технологий за последний год. И это не просто еще один инструмент в арсенале современных технологий, а совершенно новый способ взаимодействия с данными для создания оригинального контента для любых задач.
Технология вызывает невероятный оптимизм, из-за чего в бизнес-сообществе складывается своего рода коллективное ожидание чуда: «Достаточно внедрить генеративный ИИ, и наша компания автоматически переживет волшебное преобразование: производительность труда взлетит, сложные задачи будут решаться в один клик». Прямо со старта от инструмента ожидают нереалистично высоких результатов. В расчет не принимается, что также необходимы и глубокие изменения, и много работы.
Заметные результаты от внедрения генеративного ИИ появляются только на большом объеме операций, которые им покрываются. Это значит, что:
- технология должна быть интегрирована в различные аспекты работы (это требует серьезного пересмотра процессов компании);
- необходима адаптация к новым рабочим практикам, которые предполагают тесное взаимодействие человека и ИИ;
- нужно управлять изменениями на всех уровнях, включая мышление руководства и исполнителей в самых базовых подходах к работе;
- нужны не только временные, финансовые вложения и переосмысление бизнес-процессов, но и пересмотр всей стратегии развития.
То есть это не просто установка нового программного обеспечения. Это проект, сопоставимый по своей сложности с цифровой трансформацией бизнеса, которую все не так давно переживали, некоторые вынужденно — благодаря пандемии.
Человеческий фактор
Качественно внедрить GenAI в работу компании, даже потенциально готовой к таким инновациям, непросто. Существует ряд объективных препятствий.