Материал раздела Основной

Споры с маркетплейсами. Когда продавец сможет компенсировать убытки

Штрафы, продажа товара со скидкой или его утеря, проблемы с возвратом — все это вызывает недовольство продавцов маркетплейсов. Как им защитить свои права и когда суд встанет на сторону торговой площадки, знает Андрей Набережный («Арбитражная практика»)
Фото: Yavdat / Shutterstock / Fotodom
Фото: Yavdat / Shutterstock / Fotodom

Штрафы для продавцов

Самым популярным нарушением со стороны маркетплейсов является наложение штрафов на продавцов. Сами штрафы обычно предусмотрены условиям оферты интернет-площадки. Продавцы заключают с маркетплейсами агентские договоры и договоры комиссии, по условиям которых они также присоединяются к оферте. Поэтому ключевым моментом являются условия для наложения штрафа. Чтобы взыскать штраф, маркетплейс должен доказать два фактора.

Фактор 1. Наличие в условиях оферты возможности наложения штрафа

Если данного условия нет, то это основание для отказа в иске.

Пример. Платформа назначила штраф продавцу более 90 тыс. руб. за занижение фактических габаритов упаковки из-за того, что в системе не отображены 186 единиц товара. Суд признал начисление штрафа незаконным, поскольку штрафы, связанные с габаритами товара, оферта не предусматривает (постановление АС Московского округа от 28.07.2023 по делу № А41-90044/2022).

Учитывайте, что оферта маркетплейса может предусматривать возможность одностороннего изменения условий. Поэтому важно отслеживать их на постоянной основе. В одном из дел продавец не отследил изменения, что повлекло за собой наложение штрафа на сумму более 10 млн руб. (постановление 10-го ААС от 07.07.2023 по делу № А41-21558/2023).

В любом случае суды при принятии решений также учитывают установленный порядок изменения договора. Например, в одном из дел изменения должны были размещаться на портале. Моментом вступления в силу изменений/дополнений является истечение семи дней с момента размещения на портале уведомления об изменениях (постановление АС Московской области от 07.09.2023 по делу № А41-55653/2023). В таком случае новые правила будут действовать только после истечения установленного срока.

Суды cформировали позицию, что маркетплейсы обязаны предоставлять контрагентам разумный срок на подготовку к исполнению обязательств, и иное ограничивает права продавцов и ставит их в явно невыгодное положение, поскольку такой подход исключает возможность получить запланированный доход от продажи и даже забрать товар без существенных финансовых последствий (постановление 10-го ААС от 27.09.2023 по делу № А41-29215/2023).