Материал раздела Основной

Внутренний рынок конечен. Где ждут российские IТ-решения

Некоторые разработчики IТ-решений посчитали, что осваивать рынки дружественных стран сложно, и отдали приоритет российскому рынку. Но этот рынок конечен. Идти за рубеж придется. Сергей Карпов, коммерческий директор Nexign, — о том, кого там ждут
Фото: Michael Carni / Shutterstock / Fotodom
Фото: Michael Carni / Shutterstock / Fotodom

По итогам 2023 года падение IТ-экспорта ускорилось — по предварительной оценке компании «Яков и партнеры», поставки снизились на 44–47%, до $3,1–3,3 млрд. Такие результаты не удивительны: на экспорт по-прежнему влияет геополитическая ситуация, которая существенно ограничила рынок сбыта для российских IТ-экспортеров. Если раньше компании исходно работали на больших классических рынках, то теперь переориентируются на дружественные регионы — MENA (акроним от англ. Middle East and North Africa, также можно встретить БВСА от рус. «Ближний Восток и Северная Африка»), Латинская Америка, страны Южной и Юго-Восточной Азии. А это в разы большее количество юрисдикций со своими нюансами законодательства и требованиями к локализации продуктов, что, в свою очередь, влечет увеличение объема инвестиций, в том числе и на построение партнерских сетей.

Вместе с тем важным остается вопрос налаживания каналов взаиморасчетов. Экспортерам приходится тратить больше времени и ресурсов на поиск рабочих финансовых каналов или платежных агентов, которые обеспечат стабильное и регулярное получение денег от зарубежных заказчиков.

Фокус на импортозамещении

Учитывая высокий порог входа на внешние рынки, вполне логичным и оправданным выглядит фокус российских вендоров на импортозамещении.