Материал раздела Основной

Как не оказаться в минусе при работе с госзаказом. Строим тендерный отдел

Государство — интересный, но сложный заказчик: надо готовить много документов, а цена ошибки — внесение в реестр недобросовестных поставщиков и даже крах бизнеса. Поэтому нужен тендерный отдел, уверен Тимур Алимханов, основатель веб-интегратора StepUp
Фото: Ralph Orlowski / Getty Images
Фото: Ralph Orlowski / Getty Images

Если компания небольшая, то на первых порах в тендерном отделе может состоять всего один специалист, а если крупная (от 200 человек) и постоянно участвует в тендерах, то пять — один начальник и четыре сотрудника.

Расчет такой: если специалист содержит все документы в порядке, то сможет подготовить один новый тендер за два часа. Если тендер от постоянного клиента, то документация обычно похожа и специалист может готовить до пяти тендеров в день.

Нанимаем сотрудников

Перечислю основные моменты, на которые стоит обратить внимание при подборе кадров:

— опыт. Ищите человека, который работает в области закупок на протяжении пяти–семи последних лет. Законодательство регулярно меняется: нужно, чтобы эксперт понимал актуальную правовую повестку. При этом отдавайте предпочтение кандидатам с опытом работы в сфере государственных закупок, а не коммерческих. Они умеют читать документы, написанные предельно косноязычно. В госзакупках много ловушек, которые новичок просто не заметит. И, главное, специалист поймет, чего вообще хочет заказчик.

Объясню на примере: в документах к одному тендеру была строка «Абонентская плата — 360 тыс. руб.». Далее было прописано, что, согласно приложению, плата разделена на два года, то есть по 180 тыс. руб. в год. Однако ссылки на приложение нигде не было. Для опытного тендерного специалиста тут налицо или недостаток одного документа, который не загрузили случайно, либо риск юридической проблемы, за которую придется заплатить нервами и финансами. В такой ситуации опытный руководитель спокойно укажет собственнику или CEO на риски конкурса и скажет, стоит ли тратить на него время.