Материал раздела Основной

Многие боятся работать с государством, а зря: как изменились госзакупки

Работа на рынке госзаказа приносит стабильный доход предпринимателям. Но многие отказываются от возможности, веря в мифы о торгах. В чем бизнес заблуждается, а где все-таки правда — рассказывает Василий Данильчик («Контур.Торги»)

Миф № 1: без опыта и репутации в торгах не победить

По итогам 2023 года 46% всех закупок по федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ (госзакупки) заказчики проводили через электронный аукцион. В нем не имеет значения опыт участия в торгах. В электронном аукционе участники закупок соревнуются в цене: кто предложил за товар или услугу самую низкую — победил.

Отсюда главная задача бизнеса для победы на госторгах — снижение издержек на покупку товара или оказание услуги. Значит, нужно постоянно искать поставщиков, которые предлагают товары по низкой стоимости. Когда у предпринимателя собственное производство, приоритетом будет уменьшение затрат на покупку материалов, снижение расходов на фонд оплаты труда и логистику.

Часть госторгов проводится через конкурсы — в 2023 году на их долю пришлось 32% всех закупок по закону № 44-ФЗ. В конкурсе госзаказчик может установить несколько критериев определения победителей. Например, цену и количество уже исполненных контрактов. Тогда наличие опыта по аналогичным работам или поставке подобного товара играют важную роль при выборе поставщика. Обычно конкурсы проводятся на сложные и дорогостоящие проекты: строительство зданий и дорог, выполнение опытно-конструкторских работ и т.д.

Совет. Если компания только начинает участвовать в торгах, имеет смысл рассматривать тендеры, где поставщика выбирают только по цене — через запрос котировок в электронной форме или электронный аукцион. Накопив опыт, можно переходить к участию в конкурсах.