Искусственный интеллект (ИИ) прочно вошел в нашу жизнь. Из инновационного прорыва он превратился в технологию, которой мы пользуемся, сами того не замечая. Вместе с тем развитие ИИ порождает ряд этических вопросов — и ответы на многие из них пока еще не найдены.
Многие считают ИИ прорывной технологией, появившейся в последние годы. На самом деле в ее основе лежит идея, придуманная более полувека назад, — просто применять ее научились относительно недавно.
О создании ИИ задумывался еще Алан Тьюринг, которого по праву считают отцом компьютерных наук. Сам термин появился в 1950-е — сочетание Artificial Intelligence (искусственный интеллект) предложил Марвин Минский, основатель Лаборатории ИИ в Массачусетском технологическом университете.
Правда, тот же Минский в конце 1960-х, несмотря на ряд успешно работающих прототипов на электронных лампах, в конечном итоге разочаровался в возможностях нейронных сетей. После его критической статьи, написанной в соавторстве с Сеймуром Пейпертом, разработки ИИ и нейронных сетей приостановились почти на двадцать лет. Сказался и финансовый вопрос: работа с нейронными сетями и сегодня недешевое удовольствие, а тогда стоимость тем более требовала куда более серьезных ресурсов.
В этот период фактически развивался только один подвид ИИ — так называемые экспертные системы. Они не основывались на нейронных сетях и были способны заменить человека при выполнении отдельных специфических задач. Например, в 1980-е они обрабатывали большие объемы данных в крупных компаниях и предлагали решения на их основе для отдельных областей знаний. Несмотря на ощутимый вклад в развитие компьютерной отрасли, эти устройства просуществовали недолго. Вскоре их вытеснили самые обычные ПК: они почти не уступали в мощности и были более выгодными экономически. В 1990-е рынок экспертных систем в виде специализированных машин исчез, эволюционировав в отдельный класс популярных алгоритмов. Так, суперкомпьютер IBM Watson, известный в 2000-е, представлял собой экспертную систему, базирующуюся на современных технологиях.
ИИ — понятие достаточно широкое, в него входят не только нейронные сети, но и алгоритмы, решающие рутинные задачи из области экспертных систем и математической статистики.
Первые применяются, к примеру, в чат-ботах или системах распознавания образов, с помощью которых на производстве ведется визуальный контроль качества. Вторые активно используются в финансовой сфере: с их помощью клиенты получают персональные предложения за счет сегментации по группам. Они же обеспечивают более высокий отклик при проведении маркетинговых кампаний и социологических исследований. Объединение двух подходов позволило развиться новому направлению генеративных нейронных сетей, наподобие известного ChatGPT.
По принципам работы обычно выделяют две группы методов ИИ: