Материал раздела Основной

Продавец бизнеса предоставил заверения «на будущее»: в чем риски

Покупатели бизнеса хотят обезопасить себя от рисков и просят заверения. Продавцы часто дают заверения «на будущее» — например, обещают получить лицензии. Анастасия Нерчинская, эксперт Moscow Digital School,— о том, как к этому относятся российские суды

Институт заверений об обстоятельствах (далее — заверения) — относительно новый в российском праве. С 2015 года ему посвящена ст. 431.2 ГК РФ.

Зачем нужны заверения

Заверения — это утверждения о фактах бизнеса, стороне договора или аспектах сделки, которую стороны сообщают друг другу. Такая информация имеет ценность для другой стороны и может влиять на ее намерение заключить сделку.

Почти все сделки M&A включают заверения.

Покупателю важно, чтобы в бизнесе не было крупных исторических рисков. Ведь если такие риски наступят (после смены собственника), негативные последствия лягут на него. Заверения позволяют распределить неблагоприятные последствия таких рисков. И сэкономить на транзакционных издержках («сплошная» проверка всех рисков бизнеса до сделки стоит очень дорого).

В них все активы, которые собраны в периметре бизнеса, и их состояние описываются так, чтобы это устраивало покупателя. Если в будущем описание окажется недостоверным, покупатель сможет привлечь продавца к ответственности. Отказ продавца предоставить необходимые сведения в виде заверений может послужить стимулом для раскрытия информации об имеющихся рисках.

Почему заверения часто формулируют «на будущее время»