Материал раздела Основной

Когда позиция «мы — команда» разрушает компанию

Чтобы эффективно изменить рабочие процессы, мало просто сообщить коллективу о нововведениях. Руководитель должен помочь сотрудникам адаптироваться, иначе перемены только навредят. Эксперты из трех школ бизнеса рассказывают, как сделать это правильно

Представьте, что вы директор завода по сборке электронных устройств. Рабочие вашего предприятия трудятся на сборочных линиях в зависимых друг от друга командах. Недавно вы внедрили серьезные технологические изменения. В частности, на заводе появились роботы и автоматизированные машины.

Теперь вместо людей монотонные и требующие точности действия выполняют роботизированные руки — например, соединяют детали и наносят клей. Эти технологические инновации освобождают ваш персонал от рутинной работы и позволяют им сосредоточиться на более сложных аспектах процесса сборки: оптимизации, контроле качества и устранении неполадок. Но им нужно приспособиться к новой рабочей среде — научиться управлять автоматизированными системами и обслуживать их, а также по-другому координировать свои действия в коллективе.

Фундаментальные изменения в том, как члены команды относятся к своим индивидуальным обязанностям и друг к другу, происходят в любых сферах. У таких перемен могут быть разные причины: решения руководства о внедрении новых технологий, новые правила или структурные преобразования. Но сотрудникам все равно потребуется время для адаптации — как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Например, работникам бухгалтерского отдела, которые столкнулись с изменениями в законодательстве о раскрытии информации, возможно, придется в индивидуальном порядке освоить новые правила предоставления отчетности, а также переосмыслить сотрудничество внутри отдела, чтобы создать новые системы внутреннего контроля.

Другой пример: компания переходит от функциональной структуры к дивизионной (организационная структура, при которой создаются автономные подразделения или дивизионы. — РБК Pro). Тогда сотрудникам, вероятно, потребуется узнать о продуктах и услугах, которые предлагает каждое подразделение, а также научиться эффективно координировать свои действия с коллегами в новой кросс-функциональной среде, когда группы людей с разными навыками и опытом работают над достижением общей цели.