Цифровые инструменты успешного тимлида: от стратегии до контроля
За более чем восемь лет работы в Tech-индустрии (в продуктовых и операционных командах — от стартапов-выпускников Y Combinator до крупных IT-компаний) и имея опыт запуска стартапа, из которого мы с партнером вышли в небольшом плюсе, у меня сформировалась система управления командами.
Поделюсь некоторыми практиками, которые при определенных изменениях в деталях будут работать как в ситуации, когда у вас в команде один сотрудник с профилем, например, продакт-менеджера, так и для более чем сотни человек.
Оставив естественные качества, на которые мы не можем повлиять, попробую сделать то, что может принести пользу на практическом уровне: поделюсь набором различных инструментов, которые на протяжении многих лет помогали мне выстраивать работу и управлять ростом продукта.
Роль лидера в командной работе
Роль тимлида в зависимости от компании может быть описана по-разному и включать разные функции. Туда, например, могут входить:
- координация работы;
- менторство и обучение;
- помощь в поисках решений сложных задач;
- бюджетирование;
- планирование;
- операционная деятельность;
- управление качеством и т.п.
Либо, как чаще всего и бывает, это может быть совокупность всех перечисленных и многих неперечисленных задач и процессов.
Если подняться на уровень абстракций выше, то сформулировать весь функционал лидера можно в коротком предложении: постановка целей и создание условий для их достижения. Стоит также упомянуть наем, но это относится уже к менеджменту команды, поэтому подробный разбор процесса лучше оставить для отдельного материала.
Вот важные качества, которые помогут стать классным тимлидом:
- умение смотреть в перспективу;
- умение выстраивать взаимосвязи в краткосрочных и долгосрочных целях («мы делаем в этом месяце вот это, в третьем квартале — это, через год оцениваем результаты по направлениям, а вот как все это приводит нас к стратегической цели через три года»);
- умение взвешивать риски;
- умение формулировать прямые и прокси-метрики для понимания эффективности команды и ее «состояния здоровья».
Но человек не робот. Даже развитое структурное мышление, умение выявлять паттерны и приоритизировать не помогут в среднесрочной перспективе всегда быть рациональным и помнить все. Если же речь идет о более длительном периоде планирования, а также о построении гипотез по данным, то тут мы как вид и вовсе начинаем проигрывать автоматизированным инструментам — невозможно держать все в уме.