Материал раздела Основной

Microsoft Azure и Google Cloud ушли: что не так с российскими облаками

Почти половине компаний не хватает бюджета на облачные сервисы. И одна из причин этого — привычка полагаться на единого поставщика. Как создать облачную стратегию и перестать переплачивать за ненужные функции, знает Павел Токарев («Инферит Клаудмастер»)

Ошибки облачной стратегии

Облако не панацея, и обещание экономии при миграции в облако срабатывает далеко не для всех компаний. Облачная инфраструктура хороша там, где важны гибкость в запуске и остановке сервисов и быстрая масштабируемость, где оперативный доступ к технологиям имеет решающее значение. Как показывает опыт, для большинства крупных устоявшихся компаний это справедливо лишь для части нагрузок. В любом случае у компании должна быть облачная стратегия, привязанная к общей бизнес-стратегии компании и другим стратегическим планам — закупкам, разработке, безопасности и т.д. Такая стратегия является гарантией того, что облако будет не просто выгодным, но и позволит компании расти быстрее.

Однако даже те компании, которые якобы имеют облачную стратегию, обычно подразумевают под ней самостоятельную IТ-политику, либо — в самом примитивном случае — инфраструктурную, не учитывающие стратегию бизнеса в целом.

Часто такие «стратегии» сводятся к тезису «мигрируем все в облако» и ограничиваются принципом cloud first и планом миграции. Нередко под облаком подразумеваются не конкурирующие и дополняющие друг друга сервисы разных компаний, а некий конкретный провайдер, якобы способный полностью и оптимально закрыть все текущие и будущие потребности компании в инфраструктуре. «Стратегии» часто не имеют оценки текущего состояния инфраструктуры, концепции предоставления сервисов, финансовых моделей и плана «отката».

Отсутствие внятной облачной стратегии, а также понимания и использования преимуществ облачных сервисов и приводят к тому, что облако становится слишком дорогим для компании. Усугубляет ситуацию нежелание и неготовность управлять облачными сервисами и расходами на них так, как того требует облако.

Как проявляют себя проблемы дороговизны облака

Облако по фиксированной оплате

Ключевым преимуществом облака является модель оплаты по потреблению, т.е. возможность отказаться от любого сервиса в любой момент и оплатить только фактическое его использование.