Птичий язык: где искать подвоха в кредитных и страховых договорах
Вопреки расхожему мнению, сложности в договорах не связаны с желанием финансистов запутать клиента и заставить его поставить подпись под «кабальными условиями». Напротив, и участники рынка, и регулятор в лице Банка России заинтересованы в упрощении документов. Это имеет под собой рациональное обоснование: расходы на привлечение новых клиентов гораздо выше, чем на удержание имеющихся. А значит, куда выгоднее иметь довольного и постоянного лояльного потребителя услуг, чем разово получить дополнительную прибыль.
Тем не менее договоры с финансистами остаются весьма непросты для восприятия. И вовсе не потому, что не нашлось специалиста, который перепишет их в хорошем литературном стиле. Дело в том, что многие их пункты напрямую соотносятся с законодательными актами — это прежде всего Гражданский кодекс, и потом уже различные федеральные законы («О потребительском кредите», «Об организации страхового дела» и многие другие). А все эти документы написаны весьма специфическим языком.
Попытки упростить условия и сделать их доступными для быстрого восприятия постоянно предпринимаются. Например, с октября прошлого года Банк России обязал страховщиков выдавать всем клиентам, желающим оформить любой страховой полис, КИД — это ключевой информационный документ. Он содержит основную информацию, которая важна для потребителя. Впрочем, проблему это полностью не решает.
Давайте посмотрим, какие нюансы могут содержаться в кредитных договорах и договорах страхования, как их можно найти и осознанно принять условия.