Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 27.12.2023, 12:51

Птичий язык: где искать подвоха в кредитных и страховых договорах

Вы заключили договор на выдачу ипотеки, а потом банк повысил по нему ставку. Или застраховали дом, а когда он сгорел, получили 200 тыс. руб. Как такое стало возможным, рассказывает Арман Гаспарян, руководитель Блока урегулирования убытков СК «Росгосстрах»

Вопреки расхожему мнению, сложности в договорах не связаны с желанием финансистов запутать клиента и заставить его поставить подпись под «кабальными условиями». Напротив, и участники рынка, и регулятор в лице Банка России заинтересованы в упрощении документов. Это имеет под собой рациональное обоснование: расходы на привлечение новых клиентов гораздо выше, чем на удержание имеющихся. А значит, куда выгоднее иметь довольного и постоянного лояльного потребителя услуг, чем разово получить дополнительную прибыль.

Тем не менее договоры с финансистами остаются весьма непросты для восприятия. И вовсе не потому, что не нашлось специалиста, который перепишет их в хорошем литературном стиле. Дело в том, что многие их пункты напрямую соотносятся с законодательными актами — это прежде всего Гражданский кодекс, и потом уже различные федеральные законы («О потребительском кредите», «Об организации страхового дела» и многие другие). А все эти документы написаны весьма специфическим языком.

Попытки упростить условия и сделать их доступными для быстрого восприятия постоянно предпринимаются. Например, с октября прошлого года Банк России обязал страховщиков выдавать всем клиентам, желающим оформить любой страховой полис, КИД — это ключевой информационный документ. Он содержит основную информацию, которая важна для потребителя. Впрочем, проблему это полностью не решает.

Давайте посмотрим, какие нюансы могут содержаться в кредитных договорах и договорах страхования, как их можно найти и осознанно принять условия.

Кредитные договоры: досрочное погашение, дополнительные обязательства и повышение ставки