Мошенники подделывают голоса: что еще тормозит внедрение ИИ в банках
Говорить об использовании искусственного интеллекта в финтех- и других сферах некорректно. Речь идет об аналитических системах, построенных на основе математических моделей, которые пока не могут сравниться с человеческим интеллектом, а потому и не могут в полной мере называться ИИ.
Однако в отдельных областях такие аналитические технологии принимают решения быстрее и точнее, чем человек. Этой разницы достаточно для того, чтобы банки и другие финансовые организации год за годом все активнее внедряли их. Сегодня эти технологии (для простоты будем называть их ИИ) используются во всех процессах банковской деятельности: в обеспечивающих, в основных (по обслуживанию клиентов), и в управленческих.
Для чего банки «нанимают» искусственный интеллект
В коммуникацию с клиентом прочно вошли чат-боты, голосовые и персональные помощники. Банки также практикуют обзвон клиентов роботом — для информирования, предложения услуг, работы с должниками по кредитам. ИИ-системы обрабатывают около 80% обращений клиентов.
Абсолютных цифр о количестве банков, использующих ИИ, нет. Но, согласно исследованию Ассоциации Финтех, степень проникновения ИИ-технологий в финансовую сферу составляет 95%. Можно говорить, что подавляющее большинство отечественных банков, работающих в нише розничного кредитования физических лиц, используют технологии ИИ, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей.
Во внутренних процессах технологии применяются для планирования инкассации, фрод-мониторинга, распознавания документов, более оперативного и точного скоринга клиентов — например, для принятия решения о выдаче кредита. По оценкам участников исследования Enterprise Strategy Group и Oracle, внедрение ИИ и других технологий снижает количество ошибок сотрудников на 37%, повышает производительность труда на 36% (благодаря цифровым помощникам), ускоряет финансовый анализ на 38%.
Однако банки все еще смотрят на ИИ с осторожностью.