Материал раздела Основной
В обществе прочно утвердилось мнение, что Россия не сегодня, так завтра попадет в жестокую зависимость от китайских товаров, оборудования и технологий, что отечественная экономика становится «сырьевой окраиной» растущего восточного гиганта. Отчасти это верно: зависимость действительно растет в результате роста доли КНР в российском внешнеторговом обороте. И хотя эта доля (около 30–35%) пока даже рядом не стоит с долей, которую Евросоюз занимал в российской торговле до 2021 года (до 60%), ясно, что в условиях санкций и иссякания западного импорта китайские промышленные и потребительские товары будут играть все возрастающую роль на нашем рынке и в нашей повседневной жизни. Тем более что товарооборот между двумя странами продолжает расти примерно на 30% в год и, превзойдя в нынешнем году $200 млрд, уже к 2025 году может подойти к цифре $250 млрд.
Однако мало кто в курсе, что китайский рынок сегодня переживает аналогичный тренд — рост зависимости от российских поставок. Речь идет не только об энергоресурсах, хотя в нынешнем году Россия вышла на первое место по импорту нефти в Китай — впервые за последние десятилетия. На рынке КНР становятся чрезвычайно востребованными многие российские товары.
Рассмотрим те из них, экспорт которых может стать весьма прибыльным для десятков тысяч отечественных производителей, если только они сумеют на этот рынок войти.
В китайской массовой культуре утвердилось мнение о том, что российская пищевая продукция — высококачественная и экологически чистая. Если спросить среднестатистического китайца, что это означает конкретно, он ответит: «У российской еды натуральный вкус». В китайском сознании российская еда прочно ассоциируется с северной природой, здоровым воздухом тайги, озером Байкал с его бесконечными запасами чистой воды. Все эти представления могут легко сделать эффективной рекламу любого российского продукта.