Материал раздела Основной
Корпоративный автопарк — часть бизнеса. Он есть у компаний из таких сфер, как FCMG, ретейл, фарма. Здесь многое зависит от того, как быстро сотрудник доберется до клиента/пациента. Кроме того, компании предоставляют автомобили сотрудникам и в качестве бонуса — например, топ-менеджерам, чтобы они быстрее добирались до офиса или на встречи. Но это огромная зона риска. Во-первых, транспорт — средство повышенной опасности. Во-вторых, сотрудники-водители должны соблюдать дополнительные правила по охране труда: проходить медосмотры и дополнительные инструктажи, получать льготы за вредные условия труда и т.д. И, наконец, если сотрудник нарушает правила дорожного движения (ПДД) на рабочем транспорте, то штраф приходит компании. При этом размер штрафа для физических и юридических лиц кардинально отличается.
Пример из практики: сотрудник крупной фармацевтической компании оставил служебный автомобиль на газоне у дома в Москве. Это зафиксировал сотрудник автодорожной инспекции (МАДИ). На адрес юрлица пришло постановление со штрафом за неправильную парковку — 300 тыс. руб. За ту же парковку на газоне физлицо заплатило бы всего 5 тыс. руб. (ст. 8.25 КоАП города Москвы). Правила материальной ответственности в компании не прописаны, и ей придется платить.
Закон трактует ситуацию однозначно: ответственность несет тот, кто нарушил ПДД. На это указывают разные нормативные акты — например, ст. 264 УК РФ, ст. 12 КоАП РФ, а также ст. 2.6.1 КоАП РФ. С физлицами все просто: нарушитель, как правило, и есть собственник автомобиля (а если нет, то собственник может переложить вину на водителя в гражданском порядке). А вот с юрлицами сложнее: нарушитель и собственник не одно и то же. Сотрудник нарушает ПДД, камеры фиксируют номер машины и присылают штраф собственнику. Оспорить штраф удается крайне редко. Причин две: