Материал раздела Основной

Какие опасности подстерегают селлеров на маркетплейсах и как их избежать

Маркетплейсы давно стали лакомыми кусочками не только для селлеров, но и для мошенников и недобропорядочных бизнесменов, которые злоупотребляют правами и откровенно рейдерским поведением. Антон Яковлев («Контур.Фокус») разбирает три кейса на эту тему
Фото: Matt Cardy / Getty Images
Фото: Matt Cardy / Getty Images

С каждым годом популярность маркетплейсов растет как среди потребителей, так и среди продавцов. Согласно исследованию, в 2022 году оборот сервисов увеличился на 111% по сравнению с 2021 годом, покупок стало больше на 43%, а количество селлеров выросло в 1,5 раза. В рейтинг самых крупных российских маркетплейсов сейчас входят OZON, Wildberries и «Яндекс Маркет». Чтобы торговать на них, предприниматели проходят онлайн-курсы, консультируются у опытных селлеров. Но зачастую на обучении не рассказывают о юридических тонкостях площадок и мошенниках, которые хотят нажиться на добросовестных продавцах.

История № 1: «украденный» бренд

Предприниматель зарегистрировал магазин на маркетплейсе, придумал уникальный продукт, необычное и броское название и начал торговать.

Товар быстро заметили, и он начал приносить селлеру доход. Спустя некоторое время постоянно растущие продажи начали замедляться. Предприниматель не придал этому особого значения, ведь продажи по-прежнему были крупными и приносили ожидаемые доходы.

Однако вскоре всю товарную линейку на маркетплейсе внезапно заблокировали, а предприниматель получил иск от конкурента на 5 млн руб. за нарушение прав на товарный знак с требованием изъять весь контрафактный товар.