Материал раздела Основной
Снежана Черногорцева

В новом мире компаниям нужны работники с self-skills. В чем их суперсила

За три года мы пережили три потрясения. И поняли: чтобы преодолеть их, недостаточно hard и soft skills. Есть еще что-то, что лежит вне внимания теоретиков менеджмента. Это self-skills, считает Снежана Черногорцева, заместитель гендиректора «Валента Фарм»
Фото: Ralph Orlowski / Getty Images
Фото: Ralph Orlowski / Getty Images

Мир стал совсем другим — и продолжает меняться. При этом временной интервал между сдвигами уменьшается — что драматично сокращает и период адаптации людей, компаний и общества в целом. Чтобы понимать, как вести свою команду к успеху, важно осмыслить специфику происходящего.

Новая реальность: давайте знакомиться

За три последних года мы пережили три исторических момента:

1. Пандемия. Главный вопрос — как?

Во время пандемии изоляция, в которую весь мир попал искусственным образом, вывела людей из понятных и привычных форм жизни. Вместе с этим стали меняться и поведенческие нормы. Отработанные годами модели ушли в прошлое вместе с наработанными технологиями.

Ситуация, контекст, инструменты — изменилось все. А вот ожидания от сотрудников и от результатов, которые они должны приносить бизнесу, остались прежними. Один из ключевых вопросов того периода звучал просто и коротко: как? Поэтому для того времени характерен рост страхов и растерянности — и одновременно радость, когда удавалось найти новые инструменты, не имея возможности выходить из дома и общаться с коллегами в привычном формате. Это и стало основной приметой пандемийного времени.

Представьте руководителя, который в момент лишился характерных атрибутов — обжитого кабинета, доступных в течение минуты помощников, привычных и понятных инструментов контроля и управления результатом, то есть всего того, чем он пользовался не задумываясь, но без чего некоторые процессы просто зависали. Он оказался в своем доме, в домашней одежде и с окном зума на мониторе. Добавьте к этому общую неопределенность за окном, с одной стороны, и иерархичную корпоративную культуру, характерную для большинства средних и крупных компаний в России, — с другой. Сейчас уже можно констатировать: победили те, кто смог быстро найти новую форму поведения и действий. То есть тот, кто ответили для себя на вопрос: как достигать тех же целей, но работая по-другому?

2. Эпоха санкций. Главный вопрос — что?