Материал раздела Основной

Почему в российской бизнес-культуре проблемы решают топорно: 10 паттернов

Чем опасны управленцы-профессионалы в сложные времена: десять традиционных реакций на проблемы и три совета, что в этом изменить, чтобы стать продуктивным, — итогами исследования и своими размышлениями делятся эксперты Школы управления «Сколково»

Так сложилось, что в нашей культуре слово «проблема» носит негативный оттенок. Это то, чего с успешными людьми случаться не должно, о чем принято умалчивать либо надо научиться обходить. Но такое восприятие ограничивает наши возможности развития. Более того, оно может быть опасно.

Некоторые управленцы предпочитают считать, что проблем как того, что не имеет готового решения, не существует, что у всего есть решение, его просто нужно знать или быстро найти того, кто знает. Такой подход ставит их под удар, когда они попадают в действительно проблемную ситуацию. Человек будет тратить время на поиск готового решения, вместо того чтобы самостоятельно придумать новое. Другой тип управленцев предпочитает относиться к проблемам как к неприятностям, которые нужно поскорее забыть.

Тотально негативное отношение к проблемам может сыграть с нами злую шутку, ведь при определенном умении рефлексировать опыт поиска решения может стать хорошим тренажером для наращивания управленческих компетенций.

Как мы реагируем на проблемы

В 2020 году, во время COVID-19, Школа управления «Сколково» начала исследование, посвященное выявлению управленческих действий руководителей в ситуациях, когда очевидных решений нет, а те подходы, к каким они привыкли, перестали срабатывать. За время исследования (оно продолжается и сейчас) удалось выделить ряд паттернов, которыми руководствуются управленцы высшего и среднего звена корпоративного и государственного секторов. Вот некоторые из них.

1. «Приведите в соответствие». Чаще всего так реагируют те, кто долгое время находился под руководством сильного, местами авторитарного лидера, имевшего возможность использовать мощные рычаги влияния на проблемные ситуации, с которыми сталкивались его подчиненные. Таким образом, у них сформировалась установка, что в случае возникновения сложной (нетипичной) проблемы руководитель окажет воздействие на сопротивляющиеся стороны и приведет в состояние, когда подчиненный сможет достаточно легко справиться с упростившейся ситуацией, превратившейся в типовую задачу. В итоге у подчиненных не формируется навык самостоятельного действия в ситуациях, не имеющих очевидных решений.