Короли маркетплейсов: что особенного делают лидеры продаж
Мы с коллегами регулярно строим карты рынков — наглядную иерархию компаний из целевого и смежных рынков, которые участвуют в производстве и дистрибуции продукта, — ранжируем тех, кто забирает основные деньги. Маркетплейсы давно присутствуют на этих картах, но в последние годы они существенно усилили позиции, продолжая инвестиции в логистику и покупая банки. Теперь люди регулярно делают закупки на маркетплейсах, а значит, они забирают все больше денег.
У кого маркетплейсы забирают клиентов
Во время пандемии сложилась идеальная ситуация для роста e-comm — в онлайн пришли миллионы людей, которые раньше по разным причинам не рассматривали для себя этот формат закупок. Те же, кто уже покупал онлайн, стали делать это чаще. Такая тенденция спровоцировала существенный рост объемов онлайн-заказов, который мы наблюдаем последние три года.
Важно то, что к моменту, когда произошел резкий скачок спроса, маркетплейсы уже отстроили логистическую машину. Они были готовы обеспечить потребности всех покупателей. Сегодня пользователь маркетплейса может заказать любой товар, включая мелочь дешевле 100 руб., и забрать его в ближайшем пункте самовывоза. Таким образом он получает удобный доступ к неограниченному ассортименту товаров. При этом у 90% россиян пункт самовывоза находится в шаговой доступности.
Но если где-то прибыло, то где убыло? У кого же маркетплейсы забирают клиентов и деньги в текущих условиях, когда большинство потребительских рынков перенасыщены?