Рынок дошкольного и начального школьного образования предлагает родителям разные педагогические системы и методики. Самые признанные и распространенные из них сфокусированы на гуманной педагогике и личности ребенка. Их элементы можно встретить и в государственных детсадах, и в частных развивающих центрах, и у дошкольных репетиторов. Рассмотрим особенности и различия разных методик.
Основные принципы системы Монтессори — уважение к индивидуальности ребенка и предоставление ему свободы действий в специально разработанной среде. Идея в том, что интеллект и познавательная активность ребенка развиваются лучше, если его не ограничивать и не поучать, а предоставить возможность самостоятельного выбора и решения задач. Педагог или взрослый в этой системе является наблюдателем и помогает только по просьбе малыша.
Система названа в честь ее автора, психолога, врача, педагога и философа Марии Монтессори.
В системе Монтессори занятия проходят в специальном пространстве, которое делят на зоны сенсорного развития, математики, лингвистики, космоса и реальной жизни. Все предметы и игрушки размещены так, чтобы ребенок мог взять их и убрать на место без помощи взрослого. При этом игры на первый взгляд могут показаться примитивными — шнуровки, бусины, крышечки и бутылочки разных размеров и т.д. Однако все это отлично развивает концентрацию внимания и мелкую моторику. А игры из зоны жизни, вроде мытья посуды и готовки, формируют навыки самообслуживания.