Материал раздела Технологии

Насколько реален технологический откат банков в России

Наличный расчет в России — исчезающий вид, доля безналичных платежей достигла 78%. Цифровые банковские сервисы в стране — одни из самых развитых в мире. Но доступ к западным технологиям теперь перекрыт. О том, что это меняет, — Мария Веремьева (Softwell)
Фото: Midjourney
Фото: Midjourney

Этот материал входит в раздел «Технологии», в котором мы каждую неделю разбираем актуальные технологические тренды и публикуем прогнозы и рекомендации бизнесменов, IT-евангелистов и футурологов. Вы также найдете экспертные материалы о том, как стать продуктивнее, вывести бизнес на новый уровень и улучшить качество жизни с помощью технологий.

Российские банки во многом обходят иностранные и по количеству, и по удобству цифровых продуктов. По уровню цифровизации финансовый сектор, в свою очередь, лидирует среди других отраслей в экономике страны. Этим он обязан активности как самих участников рынка, так и регулятора.

Банк России реализует множество инфраструктурных проектов. Среди них:

  • Единая биометрическая система;
  • цифровой рубль;
  • открытые API;
  • цифровой профиль;
  • Система быстрых платежей;
  • сервис «Знай своего клиента»;
  • система «Маркетплейс».

И это далеко не полный список.

Еще одна заслуга ЦБ — активная работа в области регулирования и развития правовой базы рынка, связанной с цифровыми проектами.

Активность Банка России служит примером и для участников рынка. Они охотно инвестируют в технологическое развитие. Банков, которые не предоставляют онлайн-услуги, сегодня практически не осталось. А лидеры сформировали собственные IT-подразделения, которые можно считать полноценными IT-компаниями. Примерами могут служить «Сбер», Альфа-банк, ВТБ, «Тинькофф», «Открытие» или Газпромбанк.

Факторы, влияющие на цифровизацию в последние годы

Три года назад пандемия COVID-19 оказала серьезное влияние на ход цифровизации банковского сектора. Тогда люди стали чаще покупать онлайн, перестали посещать отделения банков, старались минимизировать физический контакт с поверхностями. Это привело к более активному использованию мобильного банкинга, интернет-платежей и бесконтактных платежей и, как следствие, распространению всего этого.

Пандемия завершилась, но привычки сохранились.

Факторы, которые сегодня оказывают влияние на развитие сферы финтеха, можно разделить на две группы. Первая характерна для всей экономики, вторая присуща только финансовой отрасли.