Материал раздела Основной

Как ведут бизнес в Поднебесной — пять историй о хитрости китайцев

Китайская пословица гласит: «Нет капусты, которую нельзя было бы продать, есть лишь капуста по неправильной цене». Константин Батанов (Высшая школа перевода МГУ им.М.В.Ломоносова) — о том, как китайские бизнесмены борются за клиентов и вредят конкурентам
Фото: Louise Delmotte / Getty Images
Фото: Louise Delmotte / Getty Images

РБК Pro публикует отрывок из книги китаеведа и переводчика-международника Константина Батанова «Китай для бизнеса: Тонкости взаимодействия с китайскими партнерами и потребителями». Книга вышла в издательстве «Альпина Паблишер».

Торгуйся стратегически

Есть классическая история о том, как один студент покупал ноутбук. Сам я много раз наблюдал, как китайцы подобным образом приобретают не только компьютеры, а вообще любые вещи. Для такой тактики нужны терпение и запас свободного времени.

Итак, одному студенту понадобилось купить новый ноутбук. Для начала он посмотрел цены в интернете и выяснил, что та модель, которая ему нужна, стоит от 7200 до 8300 юаней. После этого студент направился на компьютерный рынок, нашел крупный магазин и стал рассматривать ноутбуки, попутно задавая вопросы продавцу. Продавец подробно отвечал. Потом студент сказал, что выбрал две модели и просит рассказать подробнее о различиях между ними. Затем он заявил, что определился с выбором и хочет купить одну из них.

— Большое спасибо за подробный рассказ. Я хотел бы купить этот ноутбук. Какую скидку вы можете мне предоставить?

— Я дам вам самую лучшую цену. Скидка — 400 юаней, стоимость — 7,9 тыс. юаней.

— Большое спасибо! Вы так заботливо относитесь к покупателям, очень приятно иметь с вами дело. Вы потратили так много времени, отвечая на мои вопросы и давая разъяснения. Благодарю за предоставленную скидку, но эта цена для меня высоковата. Можно ли еще сбавить? В других магазинах цена ниже, чем в вашем.

— Назовите цену, на которую вы рассчитываете.