Материал раздела Основной

Какие ниши пока остаются свободными в e-сommerce Казахстана

Онлайн-торговля в Казахстане растет, при этом, по мнению экспертов, войти на этот рынок довольно просто. Особенно сервисным компаниям. Какие ниши для них наиболее перспективны — данными исследования делится Анастасия Кузенко (Data Insight)
Казахстан
Казахстан (Фото: Shutterstock)

Электронная торговля Казахстана переживает период бурного роста. Подтверждение тому — цифры за прошедший год. Рост количества заказов в 2022 году к 2021-му составил 33%, а к 2020-му — 96%. Объем рынка в деньгах в 2022 году вырос в 1,3 раза к 2021-му и более чем в два раза к объему 2020 года (данные PWC, Cross Insights).

Доля онлайн-канала в розничной торговле в Казахстане в 2022 году была примерно в полтора раза ниже, чем в России, и в 1,7 раза ниже, чем в США. При этом количество покупок в интернете в Казахстане неизменно растет от года к году. В 2022-м сумма среднего чека в интернете снизилась на 3%, а количество транзакций выросло на 33%.

В Казахстане очень молодой потребитель, средний возраст составляет около 30 лет, поэтому количество активных онлайн-покупателей насчитывает около 5 млн. За время пандемии казахстанские покупатели приобрели неплохой опыт онлайн-покупок, благодаря этому ускорился переток покупательского спроса в онлайн. Дополнительный стимул для этого создают банки, предлагающие возможность оплатить товар в рассрочку, что является привлекательной опцией для людей с невысоким доходом.

С ростом рынка его структура усложняется: растет конкуренция, ведущая к более узкой специализации бизнеса, возникают новые категории, рыночное предложение расширяется. Интернет-торговля, как и все остальные инновации в современной экономике, развивается последовательными циклами от формирования до стабилизации. Эти циклы не зависят от страны и культуры, в которой развивается интернет-торговля. А если циклы не зависят от страны и культуры, где развивается процесс, то скорость прохождения этих циклов зависит от таких параметров, как:

  • стаж использования интернета у населения;
  • уровень развития ретейла (в том числе степени концентрации сетей);
  • проникновение безналичных способов и инструментов оплаты;
  • развитие над-инфраструктуры (не имеющей прямого отношения к e-сommerce): сотовой связи, дорог.

Как уже было сказано выше, циклы онлайн-рынка не зависят от развития страны, но на результат страновые особенности все же влияют. Казахстан занимает большую территорию с неравномерной плотностью населения, что добавляет требований к логистике и маркетингу. Клановый характер общества усиливает значимость личных рекомендаций в покупках. Молодежь активно осваивает новые технологии, поэтому наблюдается рост использования мобильных гаджетов, и большая часть покупок приходится уже на приложения, а не веб-сайты.

Онлайн-торговля создает новые бизнес-направления на всех рынках. Это приводит к росту доли узкоспециализированных компаний. Мировой опыт показывает, что на определенном этапе развития рынка специализированные сервисные компании начинают активно поддерживать продавцов и предоставлять им отдельные или комплексные услуги на всех этапах бизнес-процесса.

E-comm в Казахстане сегодня