В бизнесе гораздо дешевле предотвращать конфликты, чем работать с последствиями. Дмитрий Гриц (адвокатское бюро «Гриц и партнеры») перечисляет методы, которые предупреждают не только разрыв отношений, но и банкротство
Конфликты между совладельцами компаний бывают внутренние и внешние, формальные и неформальные, а также принципиально-ценностные.
- Внутренний конфликт — это противостояние действующих учредителей. Внешний — попытка получения контроля сторонним субъектом, который находится за пределами компании, но претендует на право голоса, а в некоторых случаях и пытается захватить бизнес, стать частью группы учредителей или воздействовать на их интересы. Особенно часто такой конфликт возникает, когда в компании случается переломный момент, на который этот человек хочет повлиять.
- Если один из партнеров подает на другого в суд, мы говорим о формальном конфликте. Например, есть разногласия по юридически оформленным требованиям о невыплате дивидендов или неявке на голосование. Неформальный конфликт, в свою очередь, возникает из-за нарушения договоренностей, которые не оформлены юридически. Например, партнеры договорились о том, что они занимаются только общим делом, и в случае, если один из совладельцев начнет заниматься сторонней деятельностью, велика вероятность неформального конфликта.
- Принципиально-ценностные конфликты возникают, когда взгляды учредителей расходятся на более глубинном, ценностном уровне, а не по конкретному вопросу. Например, партнеры могут иметь разные цели в бизнесе — один хочет реализовать творческий потенциал, а другой — исключительно заработать. Такие конфликты также могут быть связаны с вопросами владения и управления бизнесом: распределением долей, представлением о будущем компании, ролями и зонами ответственности партнеров, привлечением инвестиций.