Материал раздела Основной

Как организовать бизнес по франшизе, чтобы не иметь проблем с роялти

Если еще несколько лет назад франчайзеры зарабатывали в основном на паушальном взносе, то сегодня во главе угла стоит роялти — процент от выручки. Как добиться собираемости роялти в 99%, рассказывает Кира Долгова, основатель и CEO сети салонов LaserLove
Фото: Олег Яковлев / РБК
Фото: Олег Яковлев / РБК

Франчайзинг в России развивается: согласно данным исследования TopFranchise.ru, в 2022 году количество франшиз выросло на 11,6%, а франчайзинговых точек — на 23,8%. На рынок вышло порядка 200 новых франшиз, из них 12% — в сфере красоты.

В то же время франчайзер и франчайзи часто оказываются недовольны сотрудничеством друг с другом. Франчайзер не видит прибыли, хотя обучает и поддерживает франчайзи, а франчайзи предъявляет претензии к качеству выданных инструкций.

Как франчайзеру сделать сотрудничество плодотворным?

1. Помогите франчайзи определить цели и задачи.

Ни одна продажа франшизы не обходится без первого этапа — создания воронки. Воронка должна включать в себя вопрос: чего вы ждете от покупки франшизы? На этом этапе часть покупателей должна отсеиваться. Инвесторы, которые рассуждают так: «Я заплатил за франшизу, значит, автоматически должен получать деньги», не лучшие союзники. Партнер должен быть готов вкладывать в развитие бизнеса силы и время.

Идеальный ответ потенциального партнера, если речь идет о b2c-сегменте, должен звучать так: «Я хочу построить масштабный бизнес, который позволит мне выйти на новый уровень: добиться финансового успеха и личностного роста». Такой ответ дает понять, что партнер намерен играть вдолгую.

Донесите до франчайзи, что вы готовы помочь ему в открытии и ведении бизнеса, но не будете работать за него. В конце концов, большая часть работы связана с продвижением бизнеса в конкретном регионе, а также с повышением качества обслуживания. Этим партнер должен заниматься самостоятельно, причем много и усердно.