Базары Центральной Азии: как традиции влияют на современный бизнес
Бюро Atlas провело масштабное исследование базаров в четырех городах Центральной Азии: Ташкенте, Бишкеке, Душанбе, Алма-Ате. РБК Pro публикует краткие выводы из проекта. С полной версией исследования можно ознакомиться в конце статьи.
На базарах есть все: продукты, одежда, посуда, украшения. Горожане находят здесь «своих» продавцов, а туристы получают шанс почувствовать подлинный дух города.
В то же время у такого типа торговых точек неоднозначная репутация. Городские власти нередко воспринимают базары как устаревшие и проблемные объекты. Строится все больше торговых центров, стремительно развивается сетевой ретейл и онлайн-маркетплейсы — и базары вынуждены все больше конкурировать за покупателя. Без поддержки и модернизации базары будут терять свою привлекательность.
Базар — это не просто торговые прилавки и павильоны. Это отдельный организм, интегрированный в сложную систему функционирования города. У каждого базара есть три ключевые составляющие.
- Пространство. Базары формируют облик городской среды и увеличивают пешеходный трафик прилегающих улиц на 15–27%, повышая доходность соседних коммерческих площадей.
- Пользователи. Базары отражают городскую культуру и идентичность. Они притягивают туристов, создают сплоченные сообщества и даже поддерживают физическое и ментальное здоровье граждан.
- Управление. Базары поддерживают сбалансированную экономику города. Они поддерживают конкуренцию и продовольственную безопасность города, а также создают больше рабочих мест на единицу площади, чем супермаркеты.