Материал раздела Основной

Как использовать принципы Toyota для обучения сотрудников завода

Для обучения персонала недостаточно использовать стандартные «чужие» методики. Важно дополнять и усовершенствовать их. О том, как это сделать и внедрить на реальном производстве, рассказала Екатерина Сорокина (ТЕХНОНИКОЛЬ)
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Цель любого производственного обучения — увеличение эффективности предприятия, повышение его безопасности и производительности труда. Для этого каждый сотрудник должен знать, как правильно выполнять свои профессиональные задачи, и понимать, чего от него ждут. Добиться этого можно разными путями. Например, многие компании применяют метод Training Within Industry (TWI). Он зародился в США во время Первой мировой войны, а затем его взяла на вооружение компания Toyota, которая добавила его в концепцию бережливого производства.

На заводах каменной ваты ТЕХНОНИКОЛЬ проект TWI идет уже третий год. В целом это долгосрочный проект, но экономический эффект можно оценить уже сейчас. Например, в 2022 году в совокупности на четырех заводах он составил 245 млн руб. Этого удалось добиться за счет внедрения практического обучения, анализа и разработки стандартных операционных процедур (СОП). Кроме того, внедрение TWI повышает скорость выполнения операций на 10–40%, а также сокращает время ввода в профессию новых сотрудников на 40–60% и в целом улучшает процессы их адаптации.

В чем смысл TWI

В классическом понимании TWI — это лишь производственный инструктаж сотрудников, но можно пойти дальше и развивать эту методику. Суть состоит в том, что компания должна сначала запустить цикл улучшений и стандартизации и только потом приступать к обучению. Поэтому сначала нужно проанализировать рабочие операции, так называемые стандартные операционные процедуры (СОП), оценить их эффективность и безопасность.