Материал раздела Основной
Прежде всего, определимся, что мы будем считать демпингом. Формальное определение звучит так: демпинг — это искусственное занижение цены. Однако если руководствоваться им, то демпингом можно назвать и простое снижение цены. Поэтому скорректируем формулировку.
Демпингом можно назвать ситуацию, когда предприниматель намеренно сокращает свой доход и рентабельность, а вместе с тем снижает цену, чтобы негативно повлиять на конкурентов.
Если хотя бы одно условие не выполняется — это не демпинг.
Разберем разницу между демпингом и обычным снижением цены на примере бочонка с медом. Себестоимость бочонка — 1 тыс. руб., а розничная цена — 2 тыс. руб.
Не демпинг:
— снизить розничную цену с 2 тыс. руб. до 1,8 тыс. руб., потому что сменил поставщика бочонков;
— cделать скидку 20% и продавать бочонок по 1,6 тыс. руб.;
— устроить распродажу к Новому году и продавать бочонок по 1,5 тыс. руб.;
— продать прошлогодний мед с минимальной наценкой — по 1,2 тыс. руб. за бочонок.
Демпинг:
— продавать бочонок меда за 900 руб.;
— нанять нелегалов, платить зарплаты ниже прожиточного минимума, не платить налоги и продавать бочонок за 700 руб.;
— разбавлять мед сахаром и продавать бочонок по 800 руб.
Розничная цена товара не берется из ниоткуда — обычно она соответствует рынку, потому что у всех компаний примерно одинаковые расходы. И если наш бочонок с медом стоит 2 тыс. руб., то у конкурентов он может стоить 1,9 тыс. руб., 2,2 тыс. руб., но никак не 700 руб.
У демпинга всегда одна задача — захватить рынок или его сегмент. Компания, которая демпингует, рассчитывает вытеснить всех конкурентов, а затем поднять цены и стать чуть ли не монополистом.
Однако, чтобы демпинговать только ценой, не снижая качества, нужны стратегия и запас денег, потому что какое-то время придется работать себе в убыток. Схема примерно такая: