Материал раздела Основной

Как конкуренты вытесняют вас с рынка. Разбираем четыре вида демпинга

Казалось бы, демпинг остался в 1990-х, сейчас время здоровой конкуренции. Но это не так. Достаточно посмотреть на маркетплейсы, где селлеры вынуждены часто снижать цены. Ирина Ремнева, финдиректор «Нескучных финансов», — о том, как противостоять демпингу

Прежде всего, определимся, что мы будем считать демпингом. Формальное определение звучит так: демпинг — это искусственное занижение цены. Однако если руководствоваться им, то демпингом можно назвать и простое снижение цены. Поэтому скорректируем формулировку.

Демпингом можно назвать ситуацию, когда предприниматель намеренно сокращает свой доход и рентабельность, а вместе с тем снижает цену, чтобы негативно повлиять на конкурентов.

Если хотя бы одно условие не выполняется — это не демпинг.

Разберем разницу между демпингом и обычным снижением цены на примере бочонка с медом. Себестоимость бочонка — 1 тыс. руб., а розничная цена — 2 тыс. руб.

Не демпинг:

— снизить розничную цену с 2 тыс. руб. до 1,8 тыс. руб., потому что сменил поставщика бочонков;

— cделать скидку 20% и продавать бочонок по 1,6 тыс. руб.;

— устроить распродажу к Новому году и продавать бочонок по 1,5 тыс. руб.;

— продать прошлогодний мед с минимальной наценкой — по 1,2 тыс. руб. за бочонок.

Демпинг:

— продавать бочонок меда за 900 руб.;

— нанять нелегалов, платить зарплаты ниже прожиточного минимума, не платить налоги и продавать бочонок за 700 руб.;

— разбавлять мед сахаром и продавать бочонок по 800 руб.

Розничная цена товара не берется из ниоткуда — обычно она соответствует рынку, потому что у всех компаний примерно одинаковые расходы. И если наш бочонок с медом стоит 2 тыс. руб., то у конкурентов он может стоить 1,9 тыс. руб., 2,2 тыс. руб., но никак не 700 руб.

Как устроен ценовой демпинг

У демпинга всегда одна задача — захватить рынок или его сегмент. Компания, которая демпингует, рассчитывает вытеснить всех конкурентов, а затем поднять цены и стать чуть ли не монополистом.

Однако, чтобы демпинговать только ценой, не снижая качества, нужны стратегия и запас денег, потому что какое-то время придется работать себе в убыток. Схема примерно такая: