Почему российские компании боятся проводить IPO
Все компании, планировавшие разместиться на бирже в 2022 году, отказались от своих планов в связи со сложившейся геополитической ситуацией и последовавших за этим ограничений для российских компаний. Об этом говорится в исследовании Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), с которым ознакомился РБК.
Среди основных барьеров для проведения IPO участники опроса ФРИИ помимо геополитической нестабильности и падения макроэкономических показателей назвали недостаточность капитала на рынке для компаний, желающих получить хорошие мультипликаторы при размещении, необходимость потратить значительные суммы на IPO и поддержание публичности. В частности:
- 27% опасаются низкого спроса при размещении акций и падения ликвидности компании после выхода на биржу. Такое же число компаний указали на недостаточные обороты для размещения;
- 27% назвали барьером иностранные санкции в отношении компании или топ-менеджмента, а также боязнь санкций в отношении зарегистрированного иностранного лица в группе;
- 18% указали на отсутствие поддержки государства при листинге ценных бумаг или государственные манипуляции в пользу одного игрока;
- 18% откладывают выход на биржу из-за проблем с законом у компании или ее руководителей.
В числе возможных мер поддержки от государства респонденты отмечали внедрение бóльшего числа практик, стимулирующих спрос на российском фондовом рынке, рост числа консультационных программ и компенсаций при выходе на биржу, увеличение налоговых льгот для инвесторов и компаний и др.
В целом, по оценке ФРИИ, на одну декларировавшую планы выхода на биржу компанию в России приходится десять компаний, которые не рассматривают IPO как инструмент привлечения финансирования и развития.