Чтобы ничего не забывать, сохранять концентрацию и не паниковать, полезно использовать чек-листы. Как списки влияют на мотивацию и как правильно их составлять, рассказала эксперт журнала «Опора» Юлия Каминская
Как появились чек-листы
Создание первых чек-листов приписывают американской авиации начала прошлого века. Считается, что один из опытных пилотов допустил фатальную ошибку, когда впервые полетел на новом для него самолете. Описывая трагедию, журналисты назвали новую машину «слишком сложной для человека».
Несмотря на это, производитель не стал менять комплектацию или упрощать панель управления. Вместо этого он разработал короткие инструкции в виде списка действий, должен был зачитывать второй пилот. Так чек-листы стали инструментом проверки потенциальных рисков перед взлетом, посадкой и рулением самолета на взлетной полосе.
Со временем действие этих инструкций расширилось и на проверку безопасности пассажиров, и на проверку здоровья пилота. Благодаря чек-листам количество ошибок значительно снизилось, а работа экипажа стала эффективнее. Сегодня такие списки распространились и в другие сферы деятельности.