Опубликовано 10.05.2023, 09:41
За три года до начала пандемии COVID-19 темп роста потребительских цен в развитых стран составлял 6%. За последние три года он увеличился почти до 20%. Многие ищут виновника происходящего, и как обычно, бизнес оказывается первым кандидатом на эту роль. По данным последнего опроса исследовательской компании Morning Consult, около 35% американцев считают, что наибольший вклад в раскручивание инфляции вносят «компании, стремящиеся максимизировать прибыль».
Претензии к бизнесу возникают не только у широкой публики. Пол Донован из банка UBS отмечает, что «очень высокие показатели валовой прибыли имеют отношение к ускорению инфляции в последнее время». В исследовании, проведенном Федеральным бюро статистики труда США, делается предположение, что повышение цен на новые автомобили вызвано «дилерской наценкой». В стороне не остаются и центральные банки. В марте Фабио Панетта из Европейского центробанка высказал мнение, что «рост инфляции может быть связан с увеличением прибылей компаний». А в прошлом году бывший председатель Федеральной резервной системы Лаэль Брейнард (сейчас работает в Национальном экономическом совете при администрации президента США) сказала, что «ценовое давление на экономику может быть существенно снижено в случае сокращения торговых наценок».
Проблема, однако, в том, что аргументированно поставить на место «алчных капиталистов» довольно затруднительно.