Материал раздела Основной

Как удержать ценных сотрудников — опыт Netflix, Airbnb, РЖД, S7 Airlines

Многие сферы сегодня испытывают дефицит кадров, и дело не только в экономическом кризисе. Есть ли проверенные способы для мотивации и надежные инструменты удержать ценного сотрудника? Рассказывает Анна Соломахина, «Школа медицинского бизнеса»
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Дисбаланс на рынке труда возник из-за разных факторов, а нередко даже в их совокупности.

Активное развитие искусственного интеллекта (ИИ) неизбежно повлекло сокращение рабочих мест и упрощение работы в целом. Многие сервисные службы сегодня используют боты, а обслуживающий персонал стараются автоматизировать. Например, в США уже работает один ресторан сети McDonald’s, в котором весь персонал заменили роботами. Оптимизацию можно наблюдать и в других сферах: бухгалтеры, программисты, финансисты, копирайтеры, социологи — в большом штате сотрудников уже нет острой нужды. Даже в медицине уже встречается подобное замещение: недавно в США нейросеть сдала экзамен на врача. Таким образом постепенно происходит активный застой кадров или их перепрофилирование.

Отток ценных сотрудников за рубеж особенно явно наблюдается в IT и финансовой сфере. Искать идеальное место под солнцем — история не новая. Но пандемия и экономический кризис значительно увеличили эту цифру. Все меньше молодых специалистов хотят проходить тернистый путь, чтобы получить долгожданные плоды.

Отсутствие целостной профессии с глубокими знаниями — в современном мире не редкость. Как правило, молодой специалист — это дизайнер, маркетолог и копирайтер в одном лице. Он вроде владеет всеми этими навыками, но по чуть-чуть. Все очень размыто, а главное, человек не стремится углубляться и как-то повышать свою квалификацию.

Легкие деньги без больших энергозатрат — мечта очень многих. Желание работать, пробивать себе место, а потом продвигаться по карьерной лестнице — качество, которое сегодня особенно в почете. Вот почему сохранить ценного сотрудника — одна из задач любой компании, которая дорожит своей репутацией. Какой он, этот сотрудник? Тот, кто не боится трудностей, больших объемов работы, с горящими глазами и ответственным подходом к качеству и срокам выполнения своих задач. Такие люди заслуживают того, чтобы за них бороться.

Как удержать того, кто действительно важен

Для сотрудника высокого уровня размер его заработной платы — не единственная мотивация. Ему нужно поддерживать «горящие» глаза, а для этого бизнес должен служить чуть ли не миссией всей профессиональной жизни. В противном случае талант будет метаться по рынку в поисках более интересного места. Рассмотрим пять основных способов удержания ценных кадров: