Материал раздела Основной
Сергей Панков

Почему «острова свободы» в корпорациях редко создают прорывные инновации

Корпорации хотят создавать инновации, но не могут делать это с той же скоростью, что стартапы. Их внутренние «острова свободы» часто оказываются зажаты в тиски регламентов, что убивает инновационность. Сергей Панков, CEO Sape, — о том, как это изменить

Есть разные методологии создания инноваций. Самая популярная называется «бережливый стартап». — ее сформулировал предприниматель Эрик Рис в книге «Бизнес с нуля». Основные идеи таковы:

— Бизнес-модель стартапа строится вокруг гипотез — предположений о том, как компания создает ценность для клиентов и себя.

— Гипотезы проверяются в тесном общении с клиентами.

— Используется модель минимально жизнеспособного продукта (minimum viable product, MVP), которая предполагает быстрое создание продуктов, их тестирование и принятие решений о масштабировании.

Методика «бережливого стартапа» жизнеспособна, когда речь идет об «истинных» стартапах. То есть когда у предпринимателя есть, условно, $15 и гараж — и в этом гараже на эти $15 ему надо построить Amazon. Однако она не работает в случае с крупными стабильными компаниями, которые хотят создать свои внутренние стартапы или купить существующие для разработки инноваций, полезных их бизнесу.

Почему практики «бережливого стартапа» бесполезны в корпорации

Дело в том, что практики «бережливого стартапа» вступают в конфликт с законами работы уже сложившегося бизнеса. И тому есть несколько причин.

— Налаженность процессов. Компания, которая просуществовала много лет, представляет собой организованную структуру. В такой структуре есть отлаженные бизнес-процессы, многоступенчатые согласования и бюрократия. Это помогает делать работу стабильной и предсказуемой, но в то же время мешает действовать быстро и гибко.

— Мотивация бороться до последнего. Основатель стартапа обычно начинает свое дело по принципу «пан или пропал». Поэтому в критической ситуации он способен действовать нестандартно, находя решение проблемы там, где менеджеры крупной компании сдадутся. Да и мотивация менеджеров в крупной компании совсем иная, чем у основателей стартапа. Менеджеры, как правило, получают бонусы за то, что приносят стабильные результаты. Поэтому их основные усилия направлены на поддержку и развитие существующих продуктов, а об инновациях они думают по остаточному принципу в ключе: «можно заняться, если с остальным все в порядке».