Материал раздела Основной

Как изменятся онлайн-продажи в 2023 году — исследование Data Insight

Ожидается, что российские покупатели в этом году закажут 4,6 млрд штук товаров через e-сommerce. Это на 64% больше, чем в 2022-м. Кто станет бенефициарами этого роста и кому придется уйти с рынка — прогнозирует Виктория Басараб (Data Insight)
Фото: David McNew / Getty Images
Фото: David McNew / Getty Images

Рынок e-сommerce стремительно стал набирать обороты с 2018 года: объем онлайн-продаж вырос с 1,1 трлн руб. и 330 млн заказов в 2018 году до 5,7 трлн руб. и 2,8 млрд заказов в 2022 году. Динамика роста год к году как в деньгах, так и в заказах на протяжении 2019–2021 годов была стабильно выше 45%, а пиковыми годами можно назвать 2020 год с пандемией и бумом на онлайн-покупки в силу невозможности совершить их в офлайн-каналах, когда рост онлайн-продаж достиг рекордных 69%, а также 2021 год с ростом количества заказов до 104%.

Однако ситуация изменилась в связи с событиями, наступившими в феврале 2022 года, — покупатели и продавцы столкнулись с кризисной ситуацией. Скорость роста количества заказов сократилась почти в два раза и в период с июля по октябрь 2022 года опускалась ниже рубежа в +50% год к году. Потребители перешли в режим экономии, сократился горизонт планирования. Так, например, если еще год назад летнюю одежду начинали покупать уже в весенний сезон, то после февральских событий планировать стало возможно только на две-четыре недели. Сокращение горизонта планирования сильно сказалось на покупке предметов длительного пользования из-за невозможности оценить рост цен на товары, покупки стали совершать не из желания порадовать себя, а скорее по необходимости.