Материал раздела Основной

Теорию обучения Павлова ставят под сомнение. Как это влияет на нейросети

Новая работа ученых Калифорнийского университета ставит под сомнение теорию обучения методом проб и ошибок, разработанную Иваном Павловым. Это может иметь серьезные последствия для дальнейшего развития искусственного интеллекта

Звук уведомления о новом сообщении или оповещения об электронном письме может вызывать радость или ужас. Иван Петрович Павлов в ходе знаменитого эксперимента доказал, что собак можно приучить выделять слюну при тиканье метронома или звуке фисгармонии. Большинство животных взаимодействуют с миром через связь причины со следствием, которая лежит в основе обучения с подкреплением, или ассоциативного обучения.

С начала 1970-х годов основной стала теория о том, что животные учатся методом проб и ошибок. Ассоциирование звука метронома с подкреплением в виде еды происходит следующим образом. Когда звучит сигнал, животное предугадывает, что получит вознаграждение. Затем оно ждет, что произойдет, и оценивает разницу между ожиданием и результатом. Если итог не совпал с прогнозом, то это воспринимается как ошибка. Животное учитывает эту ошибку для того, чтобы в будущем делать более точные прогнозы.

В конце XX века метод проб и ошибок стал пользоваться еще большим доверием благодаря двум факторам. Первым стало открытие, что с его помощью можно решать инженерные задачи, связанные с искусственным интеллектом (ИИ). Обучение глубоких нейронных сетей происходит посредством минимизации ошибок в прогнозах.