Материал раздела Основной
Прошел год с момента начала СВО, которая изменила многое на потребительском рынке России: иностранные бренды начали приостанавливать свою деятельность, а потом и вовсе уходить с рынка. Из-за санкций были нарушены международные логистические цепочки, поставки продукции и оборудования.
Наиболее пострадавшим сегментом оказались торговые центры и ретейл. Но и по другим сегментам коммерческой недвижимости прогнозы были неутешительными. Так, летом 2022 года аналитики Knight Frank Russia прогнозировали увеличение доли свободных складских площадей до 8–9% к концу года с учетом субаренды (по последним данным NF Group этот показатель составил всего 1,8%). По данным «Колльерс Интернешнл» (так они назывались в течение двух месяцев 2022 года), только за первый квартал объем площадей, предлагаемых в субаренду, составил 300 тыс. кв. м, а к концу второго квартала вырос до 600 тыс. кв. м (около 3% от всего предложения).
Но это официальные отчеты, а на конференциях и в неформальной обстановке специалисты складского рынка предрекали еще большее падение рынка. И тому были предпосылки:
При этом в целом по рынку сложно было оценить масштабы отказа от площадей и насколько быстро этот процесс будет происходить. Также было непонятно, случится ли в обозримом будущем восстановление спроса. Поэтому некоторые эксперты говорили и о 10%, и о 15% вакантности к концу 2022 года.
В реальности же ситуация сложилась совсем иначе, чем ожидало большинство игроков рынка.
Как, вопреки прогнозам, все в итоге складывалось?