Материал раздела Основной

Как упаковать франшизу, чтобы не прослыть мошенником

Мошенничество с франшизой может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Как отличить одно от другого и не оказаться в роли жертвы или преступника со всеми вытекающими правовыми последствиями, рассказывает Анна Рубцова (НЦИК)
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Франчайзинг — это способ масштабирования бизнеса, при котором основатель бизнеса (правообладатель — франчайзер) предоставляет партнеру (пользователю — франчайзи) в пользование свою модель ведения бизнеса. Оформляется франчайзинг, согласно Гражданскому кодексу РФ, с помощью договора коммерческой концессии, который в обиходе называется франшизой.

Сущность франчайзинга можно охарактеризовать так: предприниматель, приобретая франшизу, соглашается на правила игры правообладателя и обещает делиться с ним частью своей будущей прибыли в обмен на получение быстрого дохода за счет использования протестированной модели бизнеса и известного бренда без необходимости затрат денег и времени на отладку бизнеса и исправление ошибок начинающих бизнесменов.

Технически франчайзинг представляет собой лицензионный договор, то есть разрешение на использование модели ведения бизнеса правообладателя, дополненный услугами, необходимыми для эффективной реализации франшизы.

Андрей Березняк Кому принадлежит авторское право на то, что создала нейросеть
Прогнозы BLCONS GROUP
Фото:Chris McGrath / Getty Images

По закону обязательным элементом франчайзинга является товарный знак. При этом важно, чтобы товарный знак уже был известен на рынке, а товары или услуги, маркируемые им, имели хорошую репутацию. Поэтому, приобретая франшизу, пользователь приобретает соответствующий имидж. Помимо товарного знака франшиза включает и другие виды интеллектуальной собственности в составе комплекса исключительных прав: ноу-хау, патенты, дизайн, софт, аудио и видеоматериалы и т.д. Также франшиза предусматривает предоставление деловой репутации и коммерческого опыта (ст. 1027 ГК РФ).

Чем выгоден франчайзинг

Франчайзинг выгоден для предпринимателей по нескольким причинам.

Для франчайзера:

  • повсеместное и сетевое продвижение бренда;
  • легальное региональное разделение бизнеса;
  • необходимость провести аудит своих нематериальных активов и упорядочить «портфель»;
  • эффективное управление и коммерциализация нематериальных активов.

Для франчайзи:

  • открытие протестированного бизнеса с «гарантированной» доходностью и доверием потребителя;
  • быстрый запуск бизнеса;
  • получение дохода в ближайшей перспективе;
  • отсутствие временных затрат на поиск локаций, оборудования, информации и решение каких-либо организационных вопросов;
  • отсутствие затрат на маркетинг.

Почему франчайзинг может рассматриваться как мошенничество