Материал раздела Основной
Михаил Лесков

Почему за год российские компании так и не перешли на отечественное ПО

Коммерческие компании не сумели или не захотели полноценно перейти на отечественное ПО даже спустя год после введения санкций. И у них есть на это целый ряд причин, о которых рассказывает Михаил Лесков, вице-президент облачной платформы Voximplant
Фото: Регина Уразаева для РБК
Фото: Регина Уразаева для РБК

После того как Евросоюз в феврале 2022 года ввел новые санкции против России, стало ясно — зарубежные компании будут массово покидать рынок. Отечественным компаниям придется переходить на локальное ПО.

Госкомпании были заранее готовы к такому исходу событий. Еще в июне 2015 года законодатели приняли закон о создании реестра отечественного ПО, а в ноябре правительство подписало постановление, которое ввело для госзаказчиков ограничения на закупку ПО, отсутствующего в этом реестре. В конце 2022 года глобальный дистрибьютор информационных технологий и сервисов Axoft провел исследование, в ходе которого выяснил: 70% компаний из госсектора самостоятельно перешли с иностранных решений на отечественные и лишь 29% столкнулись с незначительными заминками. При этом среди коммерческих компаний, согласно данным того же исследования, почти половина (44,7%) вовсе не планируют в ближайшее время переходить на отечественный софт, 27% предпочитают дождаться окончания срока лицензий установленного ПО либо использовать «костыли», то есть временные решения, осознавая, что рано или поздно переход все же придется выполнить. И лишь 22% собираются выполнить замещение до того, как софт перестанет работать.

Казалось бы, год — достаточный срок, чтобы найти подходящее решение среди доступных. Более того, отечественные разработчики ежедневно протягивают нуждающимся «руку помощи» в виде новых решений. Однако компании принимать эту помощь не спешат. При этом обходиться вовсе без ПО они не могут. Поэтому прибегают к следующим уловкам:

  • параллельный импорт в сфере аппаратного обеспечения;
  • серая зона — использование зарубежного продукта без уведомления правообладателя;
  • собственная разработка с использованием Open Source-проектов;
  • частичный возврат к прежним версиям продукта;
  • «разумное повторение» — использование тех же решений-«костылей», что и конкуренты по отрасли.

Почему компании всеми силами пытаются оттянуть момент перехода на российские аналоги

Нередко можно услышать мнение, что отечественные компании явно проигрывают зарубежным по ряду параметров. Вот главные причины такого отношения.