Работа с закупками предполагает большой объем рутинных задач, причем для обоих участников процесса — и закупщиков, и поставщиков. Многие из таких задач сегодня без участия человека решают программные роботы (Robotic Process Automation, или RPA) — они имитируют действия человека при работе с сайтами, приложениями и системами.
Например, если вы размещаете закупку, робот позволит сформировать начальную максимальную цену контракта (НМЦК), актуализировать контактную информацию контрагентов, а также проверить аккредитации и заявки — есть ли у поставщиков все нужные документы, не просрочены ли справки.
Основное преимущество роботов в том, что они выполняют эти задачи быстрее человека и при этом не допускают ошибок, связанных с невнимательностью (именно такие обычно возникают при сверке большого числа документов). Список бизнес-процессов, в которых они помогают человеку или даже заменяют его, очень разнообразен.
Как используют роботов в закупках
Еще больше задач робот может выполнять «с другой стороны закупочных баррикад» — для поставщиков и подрядчиков, у которых тендеры составляют значимый источник продаж. Сейчас робот способен решать до 90% задач тендерного отдела.
Работа с тендером начинается с его выбора, и технологии помогают уже на этом этапе. Обычно робота настраивают искать подходящие заявки с помощью агрегаторов тендеров — для этого программа анализирует на площадке ключевые слова и любые другие параметры, которые вы отметите как значимые. Так робот может найти нужный тендер в момент его публикации.