Восточный онлайн: три турецких маркетплейса для российского бизнеса

Последние несколько лет глобальный рынок электронной коммерции показывает взрывной рост. Активному развитию этого сектора способствовала пандемия, и теперь онлайн-торговля становится все более прибыльной для предпринимателей. Согласно информации из открытых источников, к 2025 году мировые онлайн-покупки могут превысить $7 трлн, и на них будет приходиться почти четверть (23,6%) всех потребительских расходов на планете.
Ключевую роль в развитии маркетплейсов играет размер государства: Турция крупнее, чем любая страна Европы. А также имеет большой процент молодого, экономически активного населения, которое привыкло покупать онлайн. Рассмотрим подробнее, как российскому бизнесу зайти на турецкий рынок e-com без потерь.
Основные игроки
Есть несколько основных площадок на рынке электронной торговли в Турции, на которых экспортеры из России могут успешно реализовывать свои товары. Мы выделили топ-3. На каждом из этих маркетплейсов в основном продаются товары общего назначения — от одежды и пищевых продуктов до электроники.
Trendyol
Это самый популярный маркетплейс в Турции с оборотом $10 млрд в год. Он занимает 25–30% рынка e-commerce в стране. Через эту площадку проходит 220 млн посетителей в месяц. Комиссия с продаж составляет 5–25% в зависимости от категории товара. Все это обусловливает серьезную конкуренцию и высокие ожидания по качеству сервиса. Из доступных форматов логистики возможна только отправка с территории Турции: со склада логистического партнера или маркетплейса.
Amazon
Amazon — мировой гигант электронной коммерции. Турецкая ветка этого маркетплейса была открыта в 2018 году и стала достойным конкурентом местным игрокам.
Основное преимущество площадки состоит в том, что маркетплейс позволяет продавцам выставить максимально долгие сроки доставки посылок. Это дает возможность российским предпринимателям не держать партию товара на территории Турции, а отправлять заказы напрямую из России.
Также стоит отметить опцию FBA (Fulfillment by Amazon) — собственную развитую сеть складов, благодаря которой Amazon самостоятельно занимается всеми вопросами по доставке. В том числе берет на себя коммуникацию с клиентами, отработку возражений и при необходимости возврат или обмен товара. То есть российский поставщик может привезти товар на ближайший к нему склад, а маркетплейс сам займется всем остальным. Этот вариант отлично подойдет тем, кто привык работать в автономном режиме: пассивно наблюдать за заказами и выводить прибыль с продаж. Однако такой способ работы несет за собой дополнительные расходы в виде платы за услугу от Amazon.
Есть два доступных формата логистики:
- отправка с территории Турции: со склада логистического партнера или маркетплейса;
- отправка из-за рубежа: почтой или экспресс-доставкой (DHL, UPS).
Hepsiburada
Также является одной из ведущих b2c-площадок на рынке электронной торговли в Турции с оборотом $1,4 млрд в год и аудиторией 95 млн посетителей в месяц. Занимает 5% рынка e-com в Турции. Доставлять груз напрямую из России не получится. Отправлять товары нужно будет только со склада логистического партнера на территории Турции, потому что у Hepsiburada нет собственных складов.