Материал раздела Основной
Андрей Яценко

Наши не хуже: почему выходить на иностранные маркетплейсы не выгодно

Предпринимателям из России выйти на онлайн-рынки других стран сложнее, чем раньше, но все еще реально. Легальные пути для обхода запретов существуют и здесь. Другой вопрос — насколько это необходимо при нынешнем уровне развития российских онлайн-площадок
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Крупнейшие иностранные площадки

Amazon — главный маркетплейс во всем мире. Он проник практически во все страны и регионы. Наибольший его рынок — это Америка, но и на других континентах он в лидерах. Например, в Европе это площадка номер один, у нее почти миллиард европейских пользователей.

Второе место в Европе занимает eBay. Но этот маркетплейс больше специализируется на разовых продажах штучных вещей, как наш Avito. Продавец поставляет какую-то вещь, потом ее отправляют клиенту. Amazon работает иначе, его можно сравнить с Wildberries: площадка распродает партию груза, которая поступает от сейлера. Третье место удерживает Etsy. На этой площадке, как правило, торгуют товарами ручной работы.

На четвертом месте — российский Wildberries. Оборот площадки в 2022 году впервые в истории этого маркетплейса превысил триллион рублей ($13,5 млрд), причем уже за первые девять месяцев года. С мировыми показателями Amazon это пока несравнимо (более $500 млрд выручка за 2022 год), но на европейском уровне площадка демонстрирует хорошие результаты.

В Латинской Америке несколько маркетплейсов, самый крупный из них — MercadoLibre. По количеству пользователей в месяц он почти в четыре раза опережает Amazon. В Турции есть два больших маркетплейса, но они оба меньше по обороту, чем Wildberries.

Как россияне работают в условиях ограничений

До 2022 года выйти на мировые площадки продавцу из России было несложно. Сейчас препятствий стало намного больше:

  • разрыв логистических цепочек;
  • отсутствие прямого авиасообщения с Европой;
  • блокировка российских банков;
  • невозможность проведения международных платежей.

Но россияне всегда славились тем, что быстро находят способы обхода любых ограничений. Например, поставщики не могут завезти товар в Россию. Тогда создается юрлицо-посредник (например, в Дубае), и товар поступает через него. Это чуть повышает стоимость, но зато остается возможность реализовать продукцию в России.