Материал раздела Основной
Людмила Круглова и Альбина Нурушева
Одним из главных трендов 2022 года был выход иностранных участников и акционеров из российских компаний. Эта тенденция, очевидно, сохранится и в 2023 году.
У «массового исхода» иностранцев есть две причины. Одна из них — отказ иностранных брендов от работы в России, который вынуждает иностранных акционеров продавать или закрывать российские компании, а также прекращать лицензионные договоры.
Однако с точки зрения оптимизации структуры интересна другая причина. Она касается российских компаний, оформленных на иностранные. Такие структуры решали разные задачи. Их бенефициары хотели сэкономить на налогах, сформировать для себя легальный «доход» за границей, где находились центры жизненных интересов их семей, скрыть свою связь с российской компанией и тем самым оградить себя от ответственности за ее деятельность, создать имидж «холдинга» или бренда с иностранными корнями.
Резко изменившееся в 2022 году правовое регулирование и общая политическая ситуация сделали реализацию этих задач невозможной или нецелесообразной. В результате российские бизнесмены массово исключают из своих структур иностранные компании. В некоторых случаях происходит их замена на другие иностранные компании, но из дружественных юрисдикций (ОАЭ, Казахстан, Армения и др.). Однако чаще всего акции и доли в российских обществах передаются непосредственно собственникам — физическим лицам. Можно предположить, что 2022 и 2023 годы станут самыми продуктивными с точки зрения «раскрытия» российских бенефициаров.
Еще одной тенденцией прошедшего года стало объединение несколькими партнерами своих капиталов, особенно для освоения новых направлений. Объединение может реализовываться в разных форматах: создание новой компании с совместным участием партнеров, выдача финансирования без корпоративного участия в бизнесе, слияние компаний и т.д.