Материал раздела Основной

Контрактная стратегия под крупный проект: какую выбрать

От стратегии проекта зависит успех инвестиций. При этом ее выбор — это всегда баланс между стоимостью и рисками. Какие факторы помогут учесть сроки, стоимость, риски и повлиять на эффективность — журнал «Корпоративный юрист» выяснил у экспертов НИПИГАЗ

Чем меньше рисков готов взять на себя заказчик по крупному инвестиционно-строительному проекту, тем дороже он стоит. Проработать баланс между стоимостью и рисками помогает контрактная стратегия. Выбрать ее нужно в самом начале. И вариантов существует множество, их преимуществам и недостаткам посвящено достаточное количество литературы. Однако останавливают свой выбор часто на популярных моделях, например, контракты по концепции:

  • EPC: Engineering — Procurement — Construction;
  • EPCM: Engineering — Procurement — Construction — Management.

При этом участники таких проектов объясняют свой выбор утверждениями о том, что «так принято на международном рынке», «именитые консультанты рекомендуют такую стратегию» или «мы так уже строили и получали положительные результаты».

Чтобы сформировать контрактную стратегию, которая подойдет под требования проекта, нужно применять более системный подход. Все участники должны понимать особенности отрасли, компетенцию заказчика и подрядчика в области управления поставкой и строительством.

Также единое понимание должно быть по поводу предмета проекта:

  • уровень сложности;
  • место расположения строительной площадки;
  • тип строительства, например, greenfield, когда строительство будет проходить на пустой земле, с нуля, или brownfield, когда придется перестраивать инфраструктуру.

Внутренние ресурсы и компетенции

Как правило, заказчиков квалифицируют на профессиональных и непрофессиональных. Зависит это от объекта недвижимости, который предстоит возвести. Он может быть средством приложения компетенций, когда заказчик сам разбирается в технологическом и производственном процессе и вопросах, связанных с дальнейшей эксплуатацией возводимого объекта недвижимости. Либо объект может стать непрофильным активом, являясь вложением капитала (например, с целью дальнейшей перепродажи).

Если у заказчика есть внутренние компетенции