Материал раздела Основной

«Черный ящик» искусственного интеллекта: как научиться ему доверять

Бизнес-задачи часто решают с помощью искусственного интеллекта. Вы даете ему исходные данные, на выходе получаете некие прогнозы. Хорошо, если между ними есть прямая зависимость. Но как оценить прогнозы, если этой связи нет, поясняет журнал «IT-Manager»
Фото: Chris McGrath / Getty Images
Фото: Chris McGrath / Getty Images

Не секрет, что системы искусственного интеллекта глубоко проникли в повседневную жизнь: мы просто используем их и часто даже не задумываемся, как был получен прогноз погоды или предсказание времени в пути по маршруту. Ситуация кардинально меняется, когда вы владеете бизнесом и хотите повысить его эффективность за счет применения таких систем. На практике чаще всего речь идет о рекомендательных системах (для b2c и широкого рынка) либо об экспертных системах и системах поддержки принятия решений (для b2b и нишевых кейсов).

Что вы делали в офисе: 5 технологий, которые все расскажут работодателю
Статьи Multispace
Фото:Гавриил Григоров / ТАСС

Представим, что вы уже оценили преимущества подхода Data Driven и взяли его на вооружение, то есть описали бизнес-задачу через измеримые бизнес-метрики, провели анализ необходимых исходных данных, а также выстроили инфраструктуру для их сбора и хранения. Если метрики связаны с исходными данными напрямую либо с помощью формализуемых зависимостей, то команда аналитиков строит аналитическую модель, где исходные данные преобразуются, а все необходимые метрики вычисляются на их основе и визуализируются на дашбордах. При этом вы четко понимаете, как какие-либо изменения в исходных данных повлияют на конечный результат, или имеете полное описание, что происходит «под капотом» аналитической системы, и при необходимости можете восстановить все преобразования и вычисления. В конечном счете вопрос доверия к прогнозам, полученным таким способом, сводится к качеству исходных данных и отсутствию ошибок при преобразовании и вычислении метрик, то есть к вопросам Data Governance, к тестированию функционала аналитической системы и выстроенному процессу CI/CD при его обновлении.

Но бывает и так: на этапе построения аналитической модели выясняется, что четких зависимостей между метриками и исходными данными нет, и вам нужно привлекать дата-сайентистов для построения модели машинного обучения. Как понять, решается ли ваша бизнес-задача, если эта модель представляет собой «черный ящик», где на входе — ваши исходные данные, а на выходе — некие прогнозы, качество которых вы пока не можете оценить?

К сожалению, универсального ответа нет. Есть три области, которые раскрывают разные аспекты обозначенной проблемы, и в каждом конкретном случае ответ будет строиться на их сочетании.