Материал раздела Основной

Бесстыдный демпинг: как китайцы теснят селлеров на маркетплейсах России

Китайцы захватывают рынок быстро. Чтобы понять это, достаточно посмотреть на то, как они действуют в США. Сейчас когда РФ открыла границы с Китаем, нашим селлерам стоит бросить силы на развитие бренда, считает Максим Гральник (сервис MarkerGuru)
Фото: Wang He / Getty Images
Фото: Wang He / Getty Images

За время пандемии потребительское поведение изменилось: люди отвыкли ходить в торговые центры и стали все чаще заказывать доставку на дом. Торговля сместилась от офлайн- к онлайн-продажам в целом и к маркетплейсам — в частности. В 2020- 2022 годах маркетплейсы переживали период расцвета. К примеру, рост объема продаж Wildberries, крупнейшего российского маркетплейса, в 2020 году составил 96%, в 2021-ом — 93%, на Ozon объем продаж вырос на 144% и 125%, а на «Яндекс.Маркет» — на 131% и 180% соответственно. В 2022 году рынок e-commerce продолжил расти: во II квартале 2022 года объем продаж пятерки крупнейших универсальных маркетплейсов — Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», AliExpress и «СберМегаМаркет», по оценке Data Insight, вырос в штуках на 80% по сравнению с сопоставимым периодом 2021 года, а в деньгах — на 73%.

В 2022 году к этому добавился уход из России значительного количества иностранных брендов: теперь их товары нельзя купить в офлайн-магазинах, а на маркетплейсах ассортимент значительно сократился.

Это освобождает дорогу китайским предпринимателям. До сих пор товары из Китая попадали на российские маркетплейсы по одной из двух схем:

1. китайская фабрика отгружает товары дистрибьюторам или логистическим компаниям — они поставляют оптовым продавцам — оптовые продавцы перепродают розничным — розничные выставляют на маркетплейс;

2. китайская розничная компания заказывает товар на фабрике и поставляет оптовым продавцам — оптовые продавцы перепродают розничным — розничные выставляют на маркетплейс.

Теперь китайские фабрики или китайские компании, которые заказывают товары на фабриках, смогут отгружать товары прямо на склад маркетплейса, минуя посредников.

Как китайские компании борются за покупателей на маркетплейсах

Чтобы спрогнозировать, как это отразится на российских селлерах, обратимся к опыту американцев.

В Штатах китайцы торгуют напрямую, не открывая местное юрлицо. Схема такая: китайская фабрика или компания привозит товар в страну — отгружает сразу на склад маркетплейса — продает конечным покупателям.