«Синквейн» и «толстые вопросы». Как развить навык критического мышления
Американский ученый Эдвард Глейзер в исследовании 1941 года перечислил навыки людей, обладающих критическим мышлением. Такие люди умеют:
- распознавать проблемы и искать способы их решения,
- собирать и раскладывать по полочкам информацию,
- распознавать неподтвержденные предположения и оценки,
- анализировать информацию и оценивать доказательства,
- находить логические связи,
- делать планомерные выводы и ставить их под сомнение,
- перестраивать свою систему убеждений и формировать верные суждения.
К этому списку можно добавить и нетипичные, казалось бы, признаки наличия критического мышления:
- наблюдательность,
- логика,
- интеллект и широкий кругозор,
- ясность ума и глубина суждений,
- креатив,
- эмоциональность,
- коммуникабельность,
- самостоятельность,
- мобильность.
Человек, обладающий критическим мышлением:
- может отличить важную информацию от второстепенной;
- с уважением относится к другим мнениям;
- дает оценки;
- приводит аргументы;
- несет ответственность за свой выбор;
- находит ошибки, деликатно указывая на них.
Как развить критическое мышление?
Приемы
1. «Знаю — хочу узнать — узнал»
Этот прием придумала еще в 1984 году профессор университета в Чикаго Донна Огл. Вы чертите таблицу, которая содержит три столбца: «Знаю», «Хочу узнать» и «Узнал». Сначала заполняете только столбец «Знаю». После этого формулируете вопросы, ответы на которые хотели бы узнать. А по итогам выполнения упражнения заполняете последнюю графу «Узнал».Упражнение помогает развивать рефлексию в процессе познания.
2. «Толстые» и «тонкие» вопросы
Вы учитесь задавать два типа вопросов:
- «тонкие» — простые вопросы, которые требуют односложного ответа;
- «толстые» — сложные вопросы, которые подразумевают высокий уровень мышления — например анализ и синтез данных.
3. «Синквейн»